Развитие фонетико-фонематической компетенции у детей 6–7 лет 24.11.2021

Автор: учитель-логопед Эсаулова Е.В.


Одной из основных задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста является развитие фонетико-фонематической компетенции, без которой не может быть достигнута высокая результативность в освоении школьной программы.

Под фонетикой, в узком смысле этого слова, мы подразумеваем умение правильно произносить все звуки родного языка (причем в русском языке 33 буквы, но 42 звука).

Под фонематикой, или фонематическим восприятием, мы имеем в виду умения различать на слух и дифференцировать различные звуки.

Разберемся в этими понятиями по порядку.

Правильное произношение всех звуков — необходимое условие «чистой» устной речи.

Если до 4 лет ребенок не овладел навыками правильного звукопроизношения на основе подражания, то дефекты в произношении остаются на долгие годы и не исчезают сами собой без специальной логопедической помощи.

Оптимальный период для коррекции звукопроизношения — это старший дошкольный возраст (5–7 лет). Однако многие родители надеются, что с возрастом все проблемы в звукопроизношении исчезнут, «ребенок перерастет».

О том, что эти надежды часто не воплощаются в жизнь, нам доказывают факты наличия дефектов звукопроизношения у многих взрослых. Достаточно послушать телевизор, радио, услышать речь людей в общественных местах.

Упущенное в дошкольный период драгоценное время для коррекции звуков может в дальнейшем помешать человеку не только успешно овладевать школьной программой, но и выбрать подходящую профессию, а также может сформировать у него некоторые психологические комплексы.

Именно поэтому нужно со всей серьезностью подходить к вопросам воспитания у детей правильного звукопроизношения и помнить, что сензитивным для этого является период дошкольного детства.

Перейдем ко второму аспекту — фонематическому восприятию.

При чистом произношении звуков у ребенка нарушение фонематического восприятия не всегда очевидно для родителей. Оно может выявляться в процессе логопедического обследования уже накануне школьного обучения (6–7 лет). И если ребенок остался без своевременной логопедической помощи, то вероятность возникновения трудностей при овладении грамотой в школе значительно возрастает.

Как же родителям понять, что у ребенка нарушен фонематический слух?

При нарушении фонематического слуха (восприятия) ребенок:

  • не дифференцирует близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки (не может повторить по образцу пары сходных звуков, слогов, слов, например: с — з, б — п, д — т, па — ба, ба — па, то — до, да — та, ба — па — ба, ту — ду, ду — ту — ту; коза — коса, лама — рама, крыса — крыша, малина — Марина, дрова — трава, сом — дом, кошка — ложка, корона — корова, ворона — ворота, ногти — когти и т.д.);
  • затрудняется в определении места звука в слове (начало, середина, конец);
  • не может определить последовательность звуков в слове;
  • ошибается при определении количества звуков и слогов в слове;
  • испытывает сложности при подборе слов с заданным звуком, количеством звуков и слогов;
  • затрудняется в произнесении слов с разными типами слоговой структуры (даже при сохранном звукопроизношении может говорить «транвай» вместо «трамвай», «коклета» вместо «котлета», «колдотки», а не «колготки», «небель», а не «мебель», «лесна», а не «весна» и т.д.);
  • испытывает проблемы в воспроизведении последовательности слов в предложении (переставляет их, пропускает главные члены);
  • испытывает значительные трудности при запоминании и воспроизведении стихов, переставляя слова местами так, что исчезает рифма (даже если у ребенка не отмечается сложностей с запоминанием вербального материала).

Ребенок путает слова, в состав которых входят трудноразличимые для него звуки, начиная с простых лань — лай, коза — коса, кошка — ложка, редька — речка, заканчивая сложными зелень — зелье, равнина — лавина, калина — Карина, малина — Марина, эскалатор — экскаватор. И его словарь не пополняется за счет слов со звуками, которые он путает. По этой же причине страдает и грамматический строй речи: ребенок не улавливает ни простые, ни сложные предлоги, безударные окончания слов, стечение согласных в словах и словосочетаниях и т.д.

Дошкольники с фонетико-фонематическими проблемами без целенаправленной работы по их устранению во время обучения в школе могут столкнуться с такими нарушениями, как дисграфия и дислексия.

Дисграфия — это «частичное специфическое нарушение процесса письма». Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Коррекционная работа по преодолению дисграфии прежде всего включает устранение нарушений звукопроизношения, развития фонематического восприятия, а также других сторон речи.

Дислексия — это «частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Работа по профилактике нарушений чтения и письма, которые могут возникнуть в период обучения в школе, должна начинаться в дошкольном возрасте. Особенно это актуально для детей, имеющих речевые нарушения.

По мнению основоположников отечественной логопедии Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской, одна из сложнейших операций письма — это анализ звуковой структуры слова. Для правильного написания слова нужно четко определить его структуру и последовательность каждого звука. Поскольку звуковой анализ слова осуществляется с помощью речеслухового и речедвигательного анализаторов, в определении звуков и их последовательности огромную роль играет проговаривание. Если ребенок неправильно выговаривает слова, вероятность неправильного их написания резко возрастает.

Сформированность всех сторон устной речи (лексико-грамматического строя, связной речи, правильного произношения всех звуков родного языка), фонематического восприятия, а также элементарных навыков звукового анализа и синтеза — это необходимые условия (предпосылки) для успешного овладения процессом чтения, а затем и письма. Именно по этим показателям можно судить о готовности ребенка к школьному обучению.

Ведущие отечественные логопеды (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.А. Каше, О.С. Ушакова и др.) в своих трудах отмечали, что возможности овладения ребенком грамотой напрямую зависят от уровня его речевого развития.

Что же делать родителям, если ребенку уже 5–6 лет, а некоторые звуки он по-прежнему произносит неправильно, не различает или путает их? Как вы уже догадались, идти к логопеду. И ежедневно, скрупулезно выполнять все его рекомендации, чтобы как можно эффективнее и быстрее ребенок различал, осваивал и вводил в речь все звуки родного языка.

Литература

  1. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей и логопедов. - М.: Просвещение, 1989. — 3-е изд., перераб.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Ростов н/Д: "Феникс", СПб: "Союз", 2004. — 224 с.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  4. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.
  5. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / автор-составитель: Большакова С.Е. — М.: А.П.О., 1996. — 28 с.
  6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 32 с.