Автор: учитель-логопед Эсаулова Е.В.
Одной из основных задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста является развитие фонетико-фонематической компетенции, без которой не может быть достигнута высокая результативность в освоении школьной программы.
Под фонетикой, в узком смысле этого слова, мы подразумеваем умение правильно произносить все звуки родного языка (причем в русском языке 33 буквы, но 42 звука).
Под фонематикой, или фонематическим восприятием, мы имеем в виду умения различать на слух и дифференцировать различные звуки.
Разберемся в этими понятиями по порядку.
Правильное произношение всех звуков — необходимое условие «чистой» устной речи.
Если до 4 лет ребенок не овладел навыками правильного звукопроизношения на основе подражания, то дефекты в произношении остаются на долгие годы и не исчезают сами собой без специальной логопедической помощи.
Оптимальный период для коррекции звукопроизношения — это старший дошкольный возраст (5–7 лет). Однако многие родители надеются, что с возрастом все проблемы в звукопроизношении исчезнут, «ребенок перерастет».
О том, что эти надежды часто не воплощаются в жизнь, нам доказывают факты наличия дефектов звукопроизношения у многих взрослых. Достаточно послушать телевизор, радио, услышать речь людей в общественных местах.
Упущенное в дошкольный период драгоценное время для коррекции звуков может в дальнейшем помешать человеку не только успешно овладевать школьной программой, но и выбрать подходящую профессию, а также может сформировать у него некоторые психологические комплексы.
Именно поэтому нужно со всей серьезностью подходить к вопросам воспитания у детей правильного звукопроизношения и помнить, что сензитивным для этого является период дошкольного детства.
Перейдем ко второму аспекту — фонематическому восприятию.
При чистом произношении звуков у ребенка нарушение фонематического восприятия не всегда очевидно для родителей. Оно может выявляться в процессе логопедического обследования уже накануне школьного обучения (6–7 лет). И если ребенок остался без своевременной логопедической помощи, то вероятность возникновения трудностей при овладении грамотой в школе значительно возрастает.
Как же родителям понять, что у ребенка нарушен фонематический слух?
При нарушении фонематического слуха (восприятия) ребенок:
Ребенок путает слова, в состав которых входят трудноразличимые для него звуки, начиная с простых лань — лай, коза — коса, кошка — ложка, редька — речка, заканчивая сложными зелень — зелье, равнина — лавина, калина — Карина, малина — Марина, эскалатор — экскаватор. И его словарь не пополняется за счет слов со звуками, которые он путает. По этой же причине страдает и грамматический строй речи: ребенок не улавливает ни простые, ни сложные предлоги, безударные окончания слов, стечение согласных в словах и словосочетаниях и т.д.
Дошкольники с фонетико-фонематическими проблемами без целенаправленной работы по их устранению во время обучения в школе могут столкнуться с такими нарушениями, как дисграфия и дислексия.
Дисграфия — это «частичное специфическое нарушение процесса письма». Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Коррекционная работа по преодолению дисграфии прежде всего включает устранение нарушений звукопроизношения, развития фонематического восприятия, а также других сторон речи.
Дислексия — это «частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
Работа по профилактике нарушений чтения и письма, которые могут возникнуть в период обучения в школе, должна начинаться в дошкольном возрасте. Особенно это актуально для детей, имеющих речевые нарушения.
По мнению основоположников отечественной логопедии Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской, одна из сложнейших операций письма — это анализ звуковой структуры слова. Для правильного написания слова нужно четко определить его структуру и последовательность каждого звука. Поскольку звуковой анализ слова осуществляется с помощью речеслухового и речедвигательного анализаторов, в определении звуков и их последовательности огромную роль играет проговаривание. Если ребенок неправильно выговаривает слова, вероятность неправильного их написания резко возрастает.
Сформированность всех сторон устной речи (лексико-грамматического строя, связной речи, правильного произношения всех звуков родного языка), фонематического восприятия, а также элементарных навыков звукового анализа и синтеза — это необходимые условия (предпосылки) для успешного овладения процессом чтения, а затем и письма. Именно по этим показателям можно судить о готовности ребенка к школьному обучению.
Ведущие отечественные логопеды (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.А. Каше, О.С. Ушакова и др.) в своих трудах отмечали, что возможности овладения ребенком грамотой напрямую зависят от уровня его речевого развития.
Что же делать родителям, если ребенку уже 5–6 лет, а некоторые звуки он по-прежнему произносит неправильно, не различает или путает их? Как вы уже догадались, идти к логопеду. И ежедневно, скрупулезно выполнять все его рекомендации, чтобы как можно эффективнее и быстрее ребенок различал, осваивал и вводил в речь все звуки родного языка.
Литература