Адаптация первоклассников 19.11.2021

Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь образ жизни ребенка. Теперь каждый день надо ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе. Для того, чтобы приспособиться к изменениям, нужны силы и время.

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Это довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Период адаптации к школе длится от 5-6 недель до полугода (в редких случаях - год) и зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, уровня сложности образовательных программ, степени готовности к школьному обучению, состоянию здоровья.

Во время адаптации в большей или меньшей степени могут наблюдаться различные негативные проявления: плаксивость, капризы, тревога, страхи, плохой сон, обострение хронических заболеваний, трудности в усвоении учебной программы, трудности в общении с одноклассниками и учителем.

Для того, чтобы процесс привыкания к новым условиям прошел успешно, обратите внимание на следующие рекомендации:

  • Не допускайте переутомления. Обязательно придерживайтесь режима работы и отдыха. От этого зависит здоровье вашего ребенка, а значит, способность лучше и проще усваивать школьный материал.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Многочисленные дополнительные занятия могут привести к переутомлению, проблемам со здоровьем и, как следствие, к снижению интереса к учебе. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните посещать кружки и секции за год до начала учебы или со второго класса.
  • Не требуйте совершенства во всем. Очень важно соизмерять свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями.
  • Предоставьте право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок не является исключением. Важно чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить.
  • Хвалите ребенка, подчеркивайте даже самый небольшой успех. Не стесняйтесь говорить ребенку, что вы им гордитесь.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в его пользу. Допустимо только сравнение достижений ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад, месяц назад.
  • Искренне интересуйтесь школьными делами и заботами первоклассника, серьезно относитесь к его первым достижениям и неизбежным трудностям.
  • Обсудите с ребенком правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности и навыкам самообслуживания – застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Все проблемы с учебой, поведение и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. При необходимости, обращайтесь к специалистам.

Составитель:

педагог-психолог Ходунова А.А.